[Свет и Тень ]
Фотографирование вещей (или предметов) отличается от съемки портрета. Вещь никогда не будет выпрашивать фотоаппарат, что бы посмотреть получившееся и совершенно точно не попытается стереть неугодные кадры.Предмет можно поставить как вам удобно, вдумчиво подобрать нужный фон и освещение. Поэтому не надо торопиться, торопливый делает дважды, а мы сделаем за один раз. Главное, что вам нужно понимать: фотографировать красиво - просто. Любой может сделать хорошую фотографию, если выполнит простые манипуляции с фоном, светом и фотоаппаратом.
Посмотрите на главного героя съемки и решите для себя, что вам в нём нравится и почему. Фактура, цвет ощущения? Только после этого вооружайтесь фотоаппаратом.
Кстати о фотоаппарате. Совсем не обязательно иметь дорогую зеркалку,что бы сделать хороший кадр. Все фотографии в этой статье сделаны обычной мыльницей.


1

1. Подготовка.
Декорации.
Первым делом давайте подберем подходящий фон - он так же важен, как декорации в спектакле. Конечно, актерская игра привлекает больше внимания, чем картонные деревья на заднем плане, но хорошо подобранные декорации могут подчеркнуть спектакль, а плохие - испортить впечатление. Так же и здесь. Какой же фон нам нужен? Хорошо, если он будет однотонный, так вам будет легче сделать хороший кадр. Очень важно, что бы визуально предмет не сливался с фоном: предмет светлый,значит фон берем темный и наоборот, что бы получился контраст.Например, вот здесь, полосатая ткань по цвету гармонирует с куклой и ее одеждой. Но она такая пестрая и светлая, что кукла визуально с ней сливается. Этого лучше избегать.
Фон однотонный и достаточно темный, что бы выгодно подать куклу. Как видите, здесь нет никаких сложностей. Можно и с пестрым фоном сделать красивый снимок, но если вы сомневаетесь, старайтесь, что бы светлые предметы были на темном, а темные на светлом.

2
 У меня нет студии и специального оборудования, поэтому все фотографии делаются дома, на кухонном столе. Для создания ровного фона использую большие листы цветной бумаги для пастели, их можно купить в любом художественном магазине. Лучше купить сразу несколько цветов,обычно у меня есть несколько темных: серый, синий, коричневый. И несколько светлых: бежевый, голубой, зеленый. Смотрите, что бы добрые продавцы не прилепили вам штрих-код посередине. Оторвать его, не испортив лист, довольно сложно.
3
Лист одной частью лежит на столе, придавленный чем-нибудь тяжелым по углам, а другой опирается на стену. Что бы верх не падал и не скручивался, я прицепила к нему две прищепки и привязала их к картине.Вы можете закрепить так же как у меня или по своему, можно даже попросить кого-то подержать верхний край, это не важно, ведь этого не будет в кадре! В кадр попадет только центр куда мы и положим наш предмет.
4

Свет.
Вторая по важности вещь о которой надо позаботиться - свет.Именно он придаст объем и выгодно подчеркнет фактуру. Идеален ровный рассеянный дневной свет, но, увы, не всегда есть возможность его заполучить. Возможно, на дворе вечер или уже неделю так пасмурно, что все выходит серым. Не беда, используем подсветку. Обычно, когда снимаю при естественном освещении, свет падает из окна слева и образует на правом боку тень. Чем ярче свет, тем она темнее. Что же делать, если она вам вовсе не нужна? Бороться с тенью не так сложно: для этого подойдет отражатель в виде белого листа бумаги или фольги. Вся конструкция будет выглядеть вот так:
5
 А теперь два снимка. На первом чашка сфотографирована как есть. На втором справа стоит белый лист. 
 Если вы сомневаетесь, нужно ли это вам, попробуйте сделать два кадра и сравните. Обычно фотография, сделанная при дневном свете, выглядит лучше, чем при искусственном освещении, но если выбора нет, можно и с обычной лампой добиться сносного результата. Здесь нужно помнить о двух вещах:

6

Баланс белого.
Почему-то люди пугаются этого определения, хотя на деле это простейшая вещь. Вы просто указываете фотоаппарату какой свет будет в кадре, обычный выбор: яркое солнце, пасмурно, лампа накаливания, лампа дневного света. Почти у всех выбор баланса белого стоит на автомате, но к сожалению фотоаппарат не всегда справляется. Если же он перепутает освещение, то ваша фотография может окраситься в синие или желтые цвета и вам потом придется выправлять цвет в графическом редакторе? Скажите,вам нужна эта лишняя возня? По-моему лучше сразу сделать фотографию,которая потребует минимальную доработку. Итак, у меня будет работать обычная лампочка и я ставлю ее в балансе белого.
7

Резкие тени.

Лично мне не нравятся тени, получающиеся при таком освещении,поэтому я делаю свет немного рассеяннее - пропускаю его через обычную салфетку, закрепленную около лампочки. Только не забывайте, что салфетка греется и вся конструкция пожароопасна.
8
Есть предметы, которым не нужны хитрые ракурсы, их можно сфотографировать сверху. В таком случае достаточно небольшого листа бумаги для фона. Вот пример такого снимка. День был очень пасмурный и я фотографировала прямо на подоконнике, что бы поймать как можно больше света. На первой фотографии Божество чаепития снято без отражателя, на втором с отражателем, что бы ослабить тень слева.
9
Полезные мелочи Мы уже обсудили баланс белого, но это не единственная настройка, которая вам пригодится.

Макросъемка.

Для чашек и прочей мелочи я использую макросъемку (у зеркалок это называется приоритетом диафрагмы). Что она дает? Макросъемка характерна тем, что предметы на первом плане получаются четкими, а все, что за ними, будет расплываться. Либо четким будет то, на что вы навели фокус. На заднем плане у нас что? Правильно, фон. И чем более размытый он будет, тем нам же лучше. А впереди вещь, которую мы снимаем, ей четкость как раз и нужна. На моей мыльнице этот режим обозначается буковкой "А”, в другом фотоаппарате это был рисунок цветочка. Если ничего подобного на корпусе найти не можете, поищите в настройках, он обязательно должен быть.
10

Вспышка.
В общем-то вспышка вещь полезная, но очень мало кто умеет ими пользоваться, а так как статья рассчитана на людей не слишком опытных в фотографировании, давайте просто ее отключим. Почему? В маленьких мыльницах вспышка сделана так ужасно, что ее сполохи погубят весь свет, который мы только что так тщательно выставляли. Загораживание пальцем или листом бумаги не поможет.

Штатив.
 Очень рекомендую его использовать при съемке предметов.Во-первых, это избавит вас от смазанных кадров. Если вы снимаете при слабом свете, какие бы твердые руки у вас не были, все равно часть снимков будет испорчена. Очень обидно, когда из всей серии понравившийся кадр, который хотелось бы оставить, будет испорчен.Во-вторых, можно один раз все настроить, навести фотоаппарат и дальше заниматься только предметами в кадре, не беспокоясь, что что-то сместится. В-третьих, штатив очень удобен, когда надо сделать серию кадров, например чашку с четырех сторон. Все установили и только поворачиваете чашку, да нажимаете на спуск. Не обязательно покупать дорогой штатив. Скорей всего ваш фотоаппарат маленький и легкий, а значит вам подойдет почти любой. Я не уверенна в штативах с гибкими ножками, мне нравится когда все можно настроить и зафиксировать специальными болтами, но, в принципе, это дело вкуса. Что делать, если штатива нет, а сфотографировать нужно?
1. Для съемки предметов можно подкладывать под фотоаппарат стопку книжек или ставить его прямо на стол. Иногда я использую автоспуск,который обычно используют, что бы сфотографироваться вместе с друзьями.Не быстро, но в момент фотографирования ничто не смажет снимок.
2. Нажимайте спуск до половины: фотоаппарат сфокусируется. И только потом жмите дальше. У вас будет в два раза меньше времени, чтобы дрогнуть рукой.3. Фотографируйте на выдохе, как снайпер. Сфокусируйте фотоаппарат, вдохните-выдохните несколько раз и на следующем выдохе нажимайте спуск. Главное делать это спокойно и уверенно.

2. Съемка.
О правилах создания фотографий написано множество статей. Иногда эти правила противоречат друг другу. Главное не воспринимать их дословно и верить собственному чутью. Если вы умете делать красивые вещи, значит у вас обязательно хватит вкуса красиво их сфотографировать. Здесь, как ив любом деле, нужна тренировка. Иногда, что бы не придумывать велосипед, стоит посмотреть, как работают другие. Только не копируйте слепо, попробуйте проанализировать, почему снято именно так. Что в снимке заставляет его разглядывать? Я, например, частенько делаю несколько кадров, что бы показать вещь с разных точек зрения. Снимаю целиком и отдельно маленькими кусочками, что бы показать особенно удачные части рисунка. Люблю когда свет подчеркивает фактуру. Если предмет в кадре помещается частично, внимательно слежу где именно кадр обрежется. Иногда специально наклоняю фотоаппарат, что бы вещь ложилась в кадре по диагонали. Подумайте, если вы снимаете украшения, возможно они будут выигрышно смотреться на модели? В расписанную вами вазу можно поставить цветы, а в украшенную рамку - фотографию. И последнее – не бойтесь делать много снимков. Со временем количество хороших кадров за сессию увеличивается, а плохих уменьшается, ведь у вас появляется опыт.

11